Антироссийских настроений нет – Абхазия попала в политическую турбулентность
Политическая обстановке в небольшой республике, приведшая к отставке президента, привлекла внимание всей мировой общественности.
Камнем преткновения властей и оппозиции стало инвестиционное соглашение с Россией, подписанное в конце октября. Документ, ожидавший ратификации в парламенте, предполагал значительные российские инвестиции (до 2 миллиардов рублей) в различные сектора экономики: туризм, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, инфраструктуру и энергетику. Суть соглашения сводилась к обязательству Абхазии предоставить российским инвесторам наиболее благоприятные условия (земля, квоты на иностранных работников, налоговые льготы и т.п.).
Однако, это предложение вызвало серьёзное беспокойство у части населения. Жители опасались, что соглашение может привести к утрате национального суверенитета и изменения демографического баланса в республике. Абхазы, составляющие лишь половину населения (около 112 тыс. из 245 тыс. человек), опасаются, что приток «чужих» может сделать их меньшинством в собственной стране. Это стало одной из причин выхода на улицы.
Стоит упомянуть и о пока что политической «незрелости» Абхазии – смена власти тут часто происходит путем протестов. В 2014 году свои полномочия из-за массовых недовольств сложил Александр Акваб, а по результатам выборов его сменил лидер оппозиции Рауль Хаджимба. В 2020 году его, после повторной победы, все же сместил оппозиционер Аслан Бжания, тоже путем госпереворота. А 18 ноября 2024 года уже сам Бжания под давлением оппозиции подал в отставку. И везде один сценарий: митинги, протесты, столкновения с правоохранителями, захват зданий администрации. Это говорит о сложности нахождения компромиссов.
Кризис вызвал вопрос о балансе между необходимостью развития экономики и сохранением национальной идентичности. Отказ от ратификации соглашения с Россией потенциально может привести к прекращению финансовой помощи, которая стала существенным фактором для развития страны. И хотя абхазы высказывали мнение, что инвестсоглашение выгодно лишь российской стороне, без него они явно многое потеряли: развитие промышленности, инфраструктуры, новые рабочие места, к примеру. А в условиях частично признанного суверенитета, инвестиции от других стран Абхазия вряд ли получит. Вопрос уже «перезрел» и, хоть и не скоро, но он будет вновь поднят, его лишь отложили в «долгий ящик».
Но посмотрим на другой берег Черного моря. Турция. Анкара может использовать переселенцев с Южного Казкава – мухаджиров. Как этнические абхазы они могут получать землю в Абхазии, что создает определенные и возможности для Турции. И никакого соглашения для этого им не нужно.
Может показаться, что митинги – это знак протеста России, так это и начали преподносить СМИ Запада. Он, скорее всего, не стоял у начала конфликта, но не воспользоваться политической турбулентностью в граничащей с Россией стране было бы для них упущением, тем более, после формальной потери Грузии, где ЦИК все-таки утвердил «пророссийскую» партию правящей в парламенте.
К слову, их президент Саломе Зурабишвили выразила солидарность оппозиции «в борьбе оккупированной Абхазии против российского закона». Вот только оппозиция от этой поддержки открестилась. Потому что, «против российского» в стране, которая получила государственность благодаря России, быть не может. Даже на митинги народ вышел не только со своими флагами, но и с российским триколором. Абхазия слишком привязана к нам, от экономической сферы, до военной. Поэтому отказ от сотрудничества с Москвой имел бы катастрофические последствия для республики. И Сухум это прекрасно понимает.
https://dzen.ru/a/Zz1pJKEjsBmUSKaD
Оставить сообщение: